- О проекте
- Фотогалерея
- Аквариумные беспозвоночные
- Аквариумные растения
- Аквариумные рыбы
- Альбомы посетителей сайта
- Рептилии и амфибии
- Выставки, встречи, конкурсы
- Магазины, разводни, домашние хозяйства
- Клуб аквариумистов "Хемихромис", г. Петрозаводск
- хозяйство Владимира Челнокова
- Аквариумы Кузьмичева Кирилла
- Дискусоразводня “С.К.А.Т.” С.И.Горюшкина
- Зоомагазин «Бетховен» г.Армавир
- аквариум Лики Аверкиевой
- аквариум Юли из Жаворонок
- аквариум Яны И.
- дома у Михаила Волкова
- зоомагазин Зеленая игуана
- карантинная база Андрея Чурилова
- коллекция Евгения Цигельницкого
- коллекция Константина Шидловского
- разводня Александра Березина
- разводня Владимира Сторожева
- рыборазводня АкваЭкзотика из Лыткарино
- хозяйство Алексея Бринева
- Разные комбинации ламп Hagen
- Сингапурский каталог растений
- надо разбирать
- Библиотека
- Форум
- Правила сайта
- Поиск
Ученый - романтик
Аскетически худощавое лицо с замкнуто-сдержанным выражением, рано обозначившаяся лысина, глаза под сросшимися бровями, спрятанные за чеховским, с длинным шнурочком, пенсне... Таким знали в Москве Николая Федоровича Золотницкого в 80-е годы прошлого века. Таким, почти не меняясь - разве что борода все больше сбегалась в острый клинышек да худели, западая, щеки - оставался он и потом. Скромный преподаватель древних и романских языков в реальном училище. Страстный, неистовый защитник и ревнитель природы, носитель гуманных идей, на книгах которого воспитывалось не одно поколение аквариумистов. Тот самый Золотницкий, которого и в наши дни мало кто превзошел в искусстве содержать рыбу в аквариуме, увлекать этим других и находить в таком, казалось бы, незатейливом деле бездну интересного. Замечательный ученый, который уже сто лет назад рассматривал аквариум вполне современно - как модель гидробиоэкологических систем.
В одном из научных трудов профессор Московского университета А.П.Богданов писал о Золотницком, как о первом пропагандисте аквариумов в России.
Во втором томе "Материалов для истории научной и прикладной деятельности в России по зоологии и соприкасающимся с нею отраслям знания..." Николаю Федоровичу посвящена обстоятельная статья. Родился в 1851 году в Брест-Литовске (нынешний Брест), мальчиком попал в Германию, в Дрезден. Однако к 15 годам возвратился в Россию и почему-то довольно поздно, в 20 лет, окончил курс V Московской гимназии. Затем поступил на математический факультет Московского университета, но потом этой областью знаний никогда не занимался. В 1875 году стал преподавателем лицея, а потом и реальных училищ. Вот и все, что известно было к концу 80-х годов об официальной стороне жизни скромного учителя.
Но был еще один Золотницкий - вне официального мундира. Этот Золотиицкий с юных лет питал неиссякаемую страсть к естественным наукам. Любил и знал цветы и травы, изучал насекомых. Собранные им энтомологические и ботанические коллекции привлекали внимание ученых, представляли научный интерес. Его ботаническая коллекция вошла во Всероссийский гербарий.
Любовь к природе побуждает Николая Федоровича заняться биологическими наблюдениями над водными животными и растениями в природе и аквариуме.
С 1882 года в журнале "Природа и охота" начинают появляться первые его статьи об аквариумных рыбах и водяных (как писали тогда) растениях, в основе которых лежат собственные наблюдения. Написаны они ярко, красочно. Этих сообщений ждут, о них говорят. Журнал продолжает печатать популярного автора и в 1883 и в 1884 годах, притом с огромным успехом. Работы молодого биолога-натуралиста, посвященные такому необычному предмету, привлекают внимание прогрессивных ученых, и в 1884 году он становится секретарем отдела ихтиологии Общества акклиматизации животных и растений. Основанное в 1857 году, когда идея акклиматизации, особенно животных, была настолько нова, что лишь немногие понимали ее значение для науки и сельскохозяйственной практики. Общество (вначале состоявшее из двух комитетов) сразу же приступило к энергичной деятельности. Всего несколькими годами раньше подобные общества были созданы во Франции и Пруссии. И вот теперь иностранные ученые приветствуют своих русских коллег и избирают их почетными членами своих обществ. Русские биологи строят обширные планы акклиматизации животных и растений, обсуждают первые удачные опыты. Но блестящее начало вскоре сменяется тяжкими буднями. Труд ученых-энтузиастов и организационные перестройки не могут возместить отсутствия денег, без которых, увы, гаснут все благие начинания. Членские взносы и пожертвования меценатов дают, как признается впоследствии один из деятелей Общества, совершенно ничтожные средства. С огромными трудностями в Москве открывается в 1864 году первый русский зоологический сад. Он создается ради интересов науки и просвещения публики, но какие-то надежды на него возлагаются и как на источник доходов. Но вскоре зоологический сад, поглощавший уйму средств, обременяет Общество акклиматизации тяжкими долгами и попадает в руки арендаторов-коммерсантов.
Для Общества акклиматизации наступает длительная полоса упадка. Кое-как проходят его заседания, научные наблюдения и эксперименты практически не ведутся.
Вот тогда-то в отделе ихтиологии и появляется Золотницкий, полный сил и желания действовать. С его приходом здесь начинает развиваться новое, аквариумное, направление. Золотницкий всемерно способствует тому, чтобы это благородное занятие процветало в Москве. Он придает увлечению, охватившему многих, особый смысл, доказывает, что аквариум - не развлекательное занятие, а доступный многим путь к познанию природы.
В 1885 году выходит в свет книга Н.Ф.Золотницкого "Аквариум любителя". И с этого времени он как бы остается во власти идей своей книги на всю жизнь. Он обращается к любителям с просьбой "доставлять результаты наблюдений", поскольку только совместные действия могут восполнить пробелы, которые "так чувствительны в наблюдениях над нашими родными водными обитателями... и водяными растениями". Золотницкий находится в постоянном общении с любителями из Москвы и провинции. Из поступающих сообщений он выбирает самое ценное для пополнения своей книги. Кроме того, он тщательно изучает иностранные публикации.
В 1890 году книга выходит вторым изданием, "значительно переделанным и пополненным", в 1904 году появляется третье издание, "совершенно переделанное", а в 1916 году - четвертое, "значительно дополненное".
Но вернемся именно к первому изданию, ведь в нем содержалась программа, которая на долгие годы определяла направление развития аквариумистики в России. В предисловии к книге Золотницкий сетует на то, "как мало сходно все до сих пор написанное в руководствах об аквариумах с действительностью". Ему еще не встретилась книга не только на русском, но и на иностранных языках, которая хоть сколько-нибудь могла удовлетворить любителя. "Все руководства,- продолжает автор,- страдают обилием фантазии или крайней сжатостью и скупостью объяснений, а главное, полным отсутствием практичности". Итак, любитель должен получить систему знаний, которые помогут, не впадая в ошибки и промахи, держать рыбу дома, в искусственном вместилище воды. Сообразно с этим автор и компонует свою книгу, подробно останавливаясь на устройстве аквариума ("смотря по вашему карману"), детально пишет о растениях - водных и болотных, воздушных, стелющихся, висячих. Интереснейшие главы он отводит рыбам - чужеземным и отечественным. Потом знакомит читателя с земноводными, ракообразными и прочими. И, наконец, дает советы по уходу за аквариумами.
Даже по беглому перечню тем видно, что книга напоминает руководство к практическому ведению аквариума. Так оно и было. Но вместе с тем она представляет собой нечто гораздо большее, чем свод наставлений.
Золотницкий, как и когда-то Богданов, рассматривает аквариум в единстве его обитателей, раскрывает непростые связи между ними. Всем, кто собирается заняться аквариумом, автор предлагает обширную научную программу. И читатель начинает понимать, что за прозрачными стенками искусственного водоема кипит жизнь, которой надо не только любоваться, надо и глубоко изучать ее.
Много позже в книге "Новые аквариумные рыбы и растения" Золотницкий четко очертит научное и образовательное значение аквариумов. "Ничто не может,- пишет он,- напомнить нам так и природу, и чудное лето, и всю в это время жизнь в природе, как аквариум... Вглядитесь зимой в подводную картину хорошо устроенного аквариума - что за чудный, дивный ландшафт представляется вашим взорам! Целые леса самой разнообразной, причудливой растительности, начиная от легчайшей, как тонкое кружево, воздушной листвы перистолистника и кончая толстой, тяжеловесной иглистой листвой телореза, целые парки со скалами, пригорками, с усыпанными прелестным песком дорожками... Тут стоит одиноко какая-то пальма, там... банан, здесь целая чаща морских лентообразных водорослей, там целая гуща тропических лиан. И каких, каких только оттенков вся эта растительность не имеет! В одном месте она блещет изумрудом, в другом - отливает бирюзой, тут принимает цвет красной бронзы, там становится совершенно темной, чуть не черной. И вот среди этой волшебной декорации медленно выплывает, как в какой-то феерии, чудовище с громадными выпуклыми глазами, с круглым, как шар, телом и с длиннейшими, висящими, как занавеси, плавниками. Цвет его тоже необычайный - кроваво-золотистый. За ним, порхая, как бабочки, несется целая стайка чудно расцвеченных рыбок, там, блестя серебром и лазурью, сверкает другая; там, отливая золотом и зеленью, - третья. А там в глубине грота копошится какое-то страшное чудище, какой-то черный сфинкс с окаменевшим взором и целыми пучками мохнатых, как метлы, жабр; рядом с ним выползает зеленовато-черная, с хвостиком, черепашка и пытается выплыть на поверхность, а по дорожке тяжело тащится, оставляя за собой глубокую борозду, большая плоская улитка... Но и на самой поверхности воды немало... движения: вот катят по ней, как на коньках, быстроногие пауки-водомеры; вон, блестя как ртутные капли, выписывают на ней вензеля маленькие жучки; вон то опускается, то поднимается подобно пробке и затем уносит на крыльях своих серебряную каплю в воду какой-то ладьеобразный жук... И так постоянно одна картина сменяется другой, одни действующие лица другими".
Живая, чудесная картина подводного царства, нарисованная искусной рукой тонкого знатока и художника! И этот необычный, заманчиво-таинственный мир рядом с тобой. Как не попытаться раскрыть его загадки?
Так, приходит к выводу Золотницкий, любитель аквариума неизбежно становится натуралистом, которому предстоит целая цепь биологических исследований. Анатомическое строение водных обитателей. Способ их размножения. Метаморфозы на пути от "детства" - икры и личинки - до взрослого состояния. Различные проявления инстинкта, охрана потомства. Эти и многие другие биологические явления могут быть изучены в аквариуме. Без него невозможна и точная систематика многих водных животных, столь изменчивых в разные периоды их жизни. В аквариумах, правда уже не любительских, а на зоологических, гидробиологических и планктонных станциях, черпают зоологи и ботаники сведения, озаряющие науку новым светом. Нечего и говорить о прикладном значении аквариумов для рыбоводства и рыболовства, для селекции. Важны они и в воспитании юношества, развивая пытливую наблюдательность, любовь к природе.
Если теперь еще раз полистать "Аквариум любителя", отчетливо видишь, как последовательно и настойчиво его автор проводит эту программу. Вот хотя бы размножение рыб и их инстинкт охраны потомства. Золотницкий подробно рассказывает о "родительском чувстве" электрического сома, самец которого "воспитывает мальков во рту". Он красочно описывает то же свойство самоотверженной заботы о потомстве у самцов макропода. А вот картина, рисующая брачные турниры гурами. Пока самцы утверждают в любовном бою право сильнейшего, "самки, забившись в уголок, с любопытством смотрят на состязание героев и, сгорая нетерпением, ждут исхода битвы... а если какая-нибудь шальная, увлекшись, вздумает ворваться на место поединка самцов, то возвращается обыкновенно со срамом, вся избитая и израненная". Победитель избирает самку, а после нереста нянька-отец пестует потомство.
Все эти явления, еще не до конца познанные биологами того времени, предлагались для наблюдений и любителям, вовлекали их в круг интересов большой науки.
Упорные наблюдения порой приводят к открытиям. Так случилось и с самим Золотницким, проводившим опыты над горчаком. Самец этой рыбки приобретает во время нереста удивляющую своей красотой радужную окраску. Но еще интереснее способ размножения горчака. Во время икрометания самка выпускает особенную красно-оранжевую трубку - яйцеклад и выметывает икринки не сразу, а по одной, по Достижении ими зрелости, в продолжение одного-трех месяцев ("как какая-нибудь курица",- замечает Золотницкий, заставляя улыбнуться смелому сравнению). И кладет эта рыбка икру в раковины перловицы и беззубки. С огромным трудом раздобыл Золотницкий зимой, ко времени нереста горчака, трех беззубок, вырубленных его приятелем из глыбы смерзшегося ила. "Страшно трепетал я за жизнь этих драгоценных для меня существ",- рассказывает естествоиспытатель. В аквариуме, куда были помещены моллюски, в конце концов совершилось таинство оплодотворения, и в положенный срок из раковин выплыло пять молодых горчаков. "Этот первый удавшийся опыт вывода горчаков из яичек, положенных в аквариуме, ...очень прост и легок и представляет для любителей целое обширное поле наслаждений",- пишет натуралист. Впрочем, он на этом не останавливается и заставляет нереститься выросшее в аквариуме поколение горчаков да еще припасает для любителей загадку - нерестятся ли горчаки парами или ведут полигамный образ жизни?
Любителю предлагалась обширная программа наблюдений и за другими инстинктами рыб. Золотницкого как исследователя вообще крайне интересовало поведение рыб, которым теперь применительно ко всему миру животных так разносторонне и пристально занимается специальная наука - этология. Можно только удивляться прозорливости исследователя, который почти столетие назад сумел сосредоточить свои наблюдения на этом перспективном разделе науки. И, наверное, именно поэтому карп, населяющий наши реки, для Золотницкого прежде всего - одна из самых "разумных" наших пресноводных рыб, которая искусно избегает невода и удочки, собирается по звонку или другому сигналу на кормление (в современной физиологии это называется образованием условных рефлексов). Другая рыба - линь поражает натуралиста своими глазами - не безжизненными, а смышлеными, с особенным блеском. В характере верховки он подмечает чрезвычайную смелость даже в присутствии человека, об уклейке пишет, как об очень живой, проворной, хлопотливой рыбке, стремительно, бросающейся за малейшей мимо плывущей крупинкой, мошкой или червячком. Но никто из них не может соперничать с трехиглой колюшкой, перед которой естествоиспытатель должен благоговеть. "Ее способность строить гнезда, по сложности своей не уступающие птичьим, ее уход за икринками, ее заботы о возрастающем поколении, ее самозащита ставят эту крошку выше других многих высших созданий и приводят в изумление каждого наблюдателя".
Позже Золотницкий проделывает серию поучительных опытов с камбалами, жившими у него в аквариуме с морской водой. Убедившись, что эти рыбы "очень быстро ручнеют", натуралист с большим увлечением изучает образование у них условных рефлексов. К удивлению своему, он обнаруживает, что эти довольно странные сплюснутые существа прекрасно знают час кормления. Чтобы лучше убедиться в этом, он начинает кормить одних утром, других днем, третьих вечером. И рыбы вылезают из песка в положенный час. Держась у стекла, они смотрят на аквариумиста "смышлеными своими глазенками".
С камбалами же Золотницкий проводит и другие опыты, стремясь изучить присущее им свойство мимикрии - способность менять окраску тела под цвет окружающей среды, а точнее-грунта.
»
- 2471 просмотр